Использование ИКТ в предметной деятельности педагога

Автор: Солдатова Татьяна Николаевна,
e-mail: pu9.kzn@edu.tatar.ru
Место работы: ГАОУ СПО "Казанский политехнический колледж", 
Республика Татарстан

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее выделяются следующие:
- обучение в сотрудничестве;
- метод проектов;
- разноуровневое обучение;
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Если каждое из указанных направлений педагогических технологий будет интегрировано между собой и найдет свое место в учебно- воспитательном процессе, то с течением времени удастся выработать оптимальный подход к организации учебного процесса в профессиональном образовании.
Новые педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.
Внедрение информационных компьютерных технологий позволяет эффективно реализовать возможности новых педагогических технологий личностно-ориентированного обучения: уровневой дифференциации, проектирования, разноуровневого обучения, модульного обучения. Применительно к учебному процессу основополагающее значение имеют именно новые информационные технологии.
Использование компьютеров на всех этапах процесса обучения для демонстрации и иллюстрации текстов, формул, иллюстрации методики решения задач, проведения компьютерных лабораторных работ,  контроля за уровнем знаний обучающихся по методике дифференцированного обучения, организации проектной деятельности обучающихся создают новые возможности для изложения нового материала и его восприятия, запоминания, для углубленного самостоятельного изучения дисциплин обучающихся. Эффективно использовать компьютеры на всех стадиях педагогического процесса:
- на этапах предъявления учебной информации обучающимся;
- на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;
- на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний;
- на этапе промежуточного, итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;
- на этапе коррекции и самого процесса обучения, его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации.
Метод проектов – педагогическая технология, которая в последнее время завоевывает все большую популярность. Данный метод является новым методом обучения. В роли проекта может выступить логическая игра, макет лабораторного оборудования, тематическое общение по электронной почте и др. Например, обучающиеся составляют тестирующие программы, которые используются в дальнейшем при контроле знаний. Самопрограммирование, как процесс составления обучающимися учебных задач - одно из эффективных средств активизации мыслительной деятельности обучающихся. Применяемые программы условно можно разбить на три большие группы: презентации,  информационно – обучающие, тестирующие.
Презентация – это мощное средство развития познавательной активности обучающихся при изучении любого предмета, это наглядность, дающая возможность преподавателю выстроить объяснение на уроке логично, научно, с использованием видеофрагментов.
Обучающиеся самостоятельно изучают программу Power Point, пользуясь обучающей программой. Power Point представляет пользователю возможность работать и просматривать информацию в разных видах. Для составления презентации перед обучающимися ставится задача, определяются цели, выделяются основные положения. Используя программное средство Power Point, обучающиеся  могут разрабатывать презентации к урокам по темам  изучаемых дисциплин.
Использование информационных технологий на уроках информатики и ИКТ в виде мультимедийных презентаций позволяет раскрыть творческий потенциал преподавателя и обучающихся.
Информационно – обучающие программы также используются  на уроках информатики, в заключение которых выполняется проверка знаний обучающихся в виде самостоятельной работы. Использование таких программ позволяет моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых дисциплин.
Применение тестирующих программ обеспечивает диагностику и контроль знаний обучающихся строго индивидуально и дифференцированно. Из выше изложенного можно сделать вывод, что внедрение информационных технологий в учебный процесс рассматривается:
- не как цель, а как еще один способ постижения мира обучающимися;
- как источник дополнительной информации по дисциплинам;
- как способ самообразования преподавателя и обучающихся;
- как возможность реализации личностно – ориентированного подхода в обучении.
Изучение компьютерной техники и информатики, как и изучение другой учебной дисциплины на разных ступенях образования имеет прямое отношение к проблеме содержания образования в целом.

Использованная литература:

  1. Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии». Москва «Народное образование» 2011 г.
  2. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под редакцией доктора педагогических наук профессора Е.С.Полат ACADEMA 2002 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий