Автор: Газизова
Любовь Владимировна,
e-mail: gasisowa@mail.ru
Место работы: Пермский край , г. Горнозаводск
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1"
Перемены,
происходящие в сфере информационных технологий, формируют новую культуру работы
с информацией. Сегодня совершенно очевидно, что использование только
традиционных форм и методов обучения не может обеспечить освоение новых
образовательных стандартов.
В своей работе использую технологию проекта. С
помощью неё добиваюсь интеграции содержания образования. При этой технологии на первое место выступает
деятельностный подход. Одна из разновидностей проектного метода –
проектно-исследовательская. Суть её – осваивать не готовые знания, а методы
получения новых знаний.
Мною был реализован на практике проект по окружающему миру для
изучения природных зон России в 4 классе
с использованием ИКТ. Так как информатика детьми на начальном этапе не
изучалась, то возникли трудности в реализации данного проекта. В течение 3
класса проводились занятия компьютерного кружка, где дети знакомились с
созданием презентации и знакомились с другими
офисными программа . В дальнейшем
дети смогли применить свои знания, участвуя в проекте по изучению
природных зон России. На уроках дети были вовлечены в увлекательный процесс
сбора и поиска материала, создание
презентаций, рефератов по темам уроков в
рамках проекта. Таким образом, было решено сразу несколько проблем:
- проблема соотношения объёма информации, который
может предоставить компьютер ученику и объём сведений, которые ученик может,
во-первых, мысленно охватить, во-вторых, осмыслить, а в –третьих – усвоить;
- проблема темпа усвоения учащимися материала с
помощью компьютера .
Детям было предложено выполнить презентации
самим, выбрав одну из природных зон. Работа велась в группах.
Обучающиеся
были познакомлены с планированием содержания презентации :
-Общая цель
проведения самостоятельных исследований учащихся в рамках изучения природной
зоны.
-Проблема,
которую ставят перед собой учащиеся.
-На
какие вопросы учебной темы даст ответы учащийся в своем
исследовании.
-Какие этапы
и результаты исследования могут быть представлены в презентации .
-Как
могут быть представлены в презентации методики , на основе которых
производятся исследования учащегося.
-Перечень
дополнительных ресурсов, которые можно использовать при создании
презентации .
Основная задача создания презентации ученика –
сформулировать своё понимание того, каким образом может выглядеть представление
результатов работы учащихся. При этом обращалось внимание обучающихся на методические приёмы, позволяющие
сосредоточит внимание учащихся на содержании работы, а соответственно и на
содержании презентации, а не только на использование ими компьютерных эффектов.
Содержание создаваемой презентации ученика должно соответствовать возрастным интересам
учащихся.
Так что в процессе создания презентации ребёнок
может проявить себя и как сценарист, и как режиссёр, и как художник, и даже как
исполнитель. А для учителя, возможность создания учебных презентаций – мощный
инструмент для преподавания нового материала.
При
этом подходе у меня появилась возможность реализовать дифференцированное, а
также разноуровневое обучение в условиях традиционного школьного преподавания.
Использование ИКТ на уроках окружающего мира решает следующие задачи:
-формирование у учащихся определённых личностных
качеств, которые развиваются в деятельной форме обучения (умение самостоятельно
находить варианты решения задач, применять на практике знания и умения из
различных образовательных областей, прогнозировать и анализировать результаты
);
- усвоение и расширение знаний по
соответствующим темам школьного предмета, интегрированных в проекте;
- овладение умениями, интеллектуальными (все
аспекты работы с информацией), творческими (генерация идей или путей их
достижения), коммуникативными (аргументировать и отстаивать свою точку зрения,
находить компромисс и свою роль в общей работе и т. д. )
-активизация познавательного интереса учащихся и
повышение мотивированности учёбы;
- формирование взгляда на компьютер и на
информационные технологии как на инструмент, необходимый для реализации своих
учебных задач;
- формирование сознания необходимости
постоянного самообучения.
Я -
учитель превратилась из носителя готовых знаний в организатора познавательной,
исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический
климат в классе, так как учителю приходится
переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на
разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет
деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Чаще всего
обращаюсь в своей практике к
исследовательским и творческим проектам. Учу самостоятельно добывать научный
материал, критически осмысливать полученную информацию, аргументировать делать
выводы.
Таким
образом, апробация метода проектов в современных условиях показывает, что с его
использованием эффективность процесса обучения и воспитания возрастает.
Литература.
1. Минеева Т.Ф. Информатика в начальной школе.//Жур.Начальная
школа.2004, №11.
2. Михеева Т.И., Михенков И.Е. Программная таксономия – основа
создания гипермедийных обучающих программ // Информационные технологии. 1998,
№8.
3. Пирогов А.И. Информатизация в гуманитарном образовании:
методологические и методические проблемы. – М., 1997. -54с.
4. Современные образовательные технологии. М.,
1998.
5. Ястребцова Е.Н. Обучение для будущего.- М.,
Издательско-торговый дом «Русская редакция». 2004.-368с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий