Применение ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах

Автор: Газизова Любовь Владимировна,
e-mail: gasisowa@mail.ru
Место работы: Пермский край , г. Горнозаводск
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1"

Перемены, происходящие в сфере информационных технологий, формируют новую культуру работы с информацией. Сегодня совершенно очевидно, что использование только традиционных форм и методов обучения не может обеспечить освоение новых образовательных стандартов.
 В своей работе использую технологию проекта. С помощью неё добиваюсь интеграции содержания образования.  При этой технологии на первое место выступает деятельностный подход. Одна из разновидностей проектного метода – проектно-исследовательская. Суть её – осваивать не готовые знания, а методы получения новых знаний.
     Мною был реализован  на практике проект по окружающему миру для изучения  природных зон России  в 4 классе с использованием ИКТ. Так как информатика детьми на начальном этапе не изучалась, то возникли трудности в реализации данного проекта. В течение 3 класса проводились занятия компьютерного кружка, где дети знакомились с созданием презентации и знакомились с другими  офисными программа .   В дальнейшем  дети смогли применить свои знания, участвуя в проекте по изучению природных зон России. На уроках дети были вовлечены в увлекательный процесс сбора  и поиска материала, создание презентаций, рефератов по темам уроков  в рамках проекта. Таким образом, было решено  сразу несколько проблем:
- проблема соотношения объёма информации, который может предоставить компьютер ученику и объём сведений, которые ученик может, во-первых, мысленно охватить, во-вторых, осмыслить, а в –третьих – усвоить;
- проблема темпа усвоения учащимися материала с помощью компьютера .
Детям было предложено выполнить презентации самим, выбрав одну из природных зон.  Работа велась в группах.   
Обучающиеся были познакомлены с планированием содержания презентации :
-Общая цель проведения самостоятельных исследований учащихся в рамках изучения природной зоны.       
-Проблема, которую ставят перед собой   учащиеся.
-На какие вопросы учебной темы даст ответы учащийся в своем исследовании.
-Какие этапы и результаты исследования могут быть представлены в презентации .
-Как могут быть представлены в презентации методики , на основе которых производятся исследования учащегося.
-Перечень дополнительных ресурсов, которые можно использовать при создании презентации .
Основная задача создания презентации ученика – сформулировать своё понимание того, каким образом может выглядеть представление результатов работы учащихся. При этом обращалось  внимание обучающихся  на методические приёмы, позволяющие сосредоточит внимание учащихся на содержании работы, а соответственно и на содержании презентации, а не только на использование ими компьютерных эффектов. Содержание создаваемой презентации ученика должно соответствовать возрастным интересам учащихся.
Так что в процессе создания презентации ребёнок может проявить себя и как сценарист, и как режиссёр, и как художник, и даже как исполнитель. А для учителя, возможность создания учебных презентаций – мощный инструмент для преподавания нового материала.
   При этом подходе у меня появилась возможность реализовать дифференцированное, а также разноуровневое обучение в условиях традиционного школьного преподавания.
Использование ИКТ на уроках  окружающего мира решает следующие задачи:
-формирование у учащихся определённых личностных качеств, которые развиваются в деятельной форме обучения (умение самостоятельно находить варианты решения задач, применять на практике знания и умения из различных образовательных областей, прогнозировать и анализировать результаты );
- усвоение и расширение знаний по соответствующим темам школьного предмета, интегрированных в проекте;
- овладение умениями, интеллектуальными (все аспекты работы с информацией), творческими (генерация идей или путей их достижения), коммуникативными (аргументировать и отстаивать свою точку зрения, находить компромисс и свою роль в общей работе и т. д. )
-активизация познавательного интереса учащихся и повышение мотивированности учёбы;
- формирование взгляда на компьютер и на информационные технологии как на инструмент, необходимый для реализации своих учебных задач;
- формирование сознания необходимости постоянного самообучения.
Я - учитель превратилась из носителя готовых знаний в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю  приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Чаще всего обращаюсь в своей практике  к исследовательским и творческим проектам. Учу самостоятельно добывать научный материал, критически осмысливать полученную информацию, аргументировать делать выводы.
Таким образом, апробация метода проектов в современных условиях показывает, что с его использованием эффективность процесса обучения и воспитания возрастает.

                                          Литература.
1. Минеева Т.Ф. Информатика в начальной школе.//Жур.Начальная школа.2004, №11.
2. Михеева Т.И., Михенков И.Е. Программная таксономия – основа создания гипермедийных обучающих программ // Информационные технологии. 1998, №8.
3. Пирогов А.И. Информатизация в гуманитарном образовании: методологические и методические проблемы. – М., 1997. -54с.
4.  [3].Современные образовательные технологии. М., 1998.
5. Ястребцова Е.Н. Обучение для будущего.- М., Издательско-торговый дом «Русская редакция». 2004.-368с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий