ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ

Автор: Жукова Елена Анатольевна,
e-mailelena220164@yandex.ru
 Место работы: Республика Татарстан, г. Чистополь, ГАОУ СПО "Чистопольский педагогический колледж"  

Владение информационно-коммуникационными технологиями является одним из элементов профессиональной компетентности со­временного педагога.
Новые информационные технологии позволяют повысить содер­жательную емкость и эффективность учебных занятий со студента­ми, но при этом они должны обеспечивать формирование таких групп обобщенных информационных умений, которые позволили бы будущему педагогу проводить интегрированные уроки по лю­бой дисциплине с применением информационных технологий; про­водить уроки с использованием метода проектов, результатом кото­рых будет, например, создание web-страниц, мультимедийных пре­зентаций и т.д., использовать при проведении практических и лабо­раторных работ программные средства (обучающие программы, компьютерные практикумы); применять компьютеры и средства наглядности (графики, диаграммы, схемы, рисунки); диагностиро­вать характер и уровень усвоения учащимися учебного материала; изменять (в случае необходимости) логику и способ изложения ма­териала; приобщать к использованию современных информацион­ных технологий учащихся; применять новые информационные тех­нологии при контроле знаний и организации учебного процесса; проводить научный и педагогический эксперимент, уметь обраба­тывать и анализировать полученные результаты с использованием новых информационных технологий; накапливать, обрабатывать и использовать интересующую информацию.
Компьютеризация позволяет активизировать деятельность студентов, нагляднее продемонстрировать связь теории с практи­кой, повысить уровень научности лабораторных экспериментов, при­близив его методы и формы к экспериментально-исследовательс­ким методам изучаемых наук, обеспечить приобщение к современ­ным методам работы с информацией.
Мы условно объединили эти умения в три группы: информаци­онно-исследовательские, информационно-методические, информа­ционно-технологические.
Будущему педагогу необходимо представить наиболее значимые методические цели, реализация которых оправдывает введение но­вых информационных технологий в учебный процесс: индивидуа­лизация и дифференциация процесса обучения; осуществление кон­троля с обратной связью, диагностикой и оценкой результатов учеб­ной деятельности; самоконтроль и само коррекция учащегося; выс­вобождение учебного времени за счет выполнения трудоемких вы­числительных работ; наглядная демонстрация динамики изучаемых процессов; наглядное представление скрытых в реальном мире про­цессов, наблюдение их в развитии, временном и пространственном движении; графическая интерпретация исследуемых закономерно­стей; моделирование и имитация изучаемых процессов и (или) яв­лений.
Для эффективного формирования обобщенных информацион­ных умений на практических и лабораторных занятиях используют­ся следующие проектные задания: написание методической разра­ботки урока с использованием средств новых информационных тех­нологий; знакомство с различными видами электронных образова­тельных ресурсов и методикой их включения в учебный процесс по предмету; освоение методических подходов по включению учащихся в различные виды учебной деятельности в рамках предмета на ос­нове организации информационной деятельности, использования средств новых информационных технологий; разработка обучаю­щих мультимедийных презентаций в PowerPoint; создание обучаю­щих видеофайлов; создание анимаций; проектирование электронных учебных пособий с элементами мультимедиа; составляют практические и тестовые задания для про­межуточного и итогового контроля; разрабатывают экранные пре­зентации; подготавливают методические рекомендации; проектиру­ют дизайн пособия и его реализацию в одной из выбранных сред; создают электронные учебно-методические комплексы по изучению тем курсов; создают методические рекомендации для проведения занятий; практические и тестовые задания; пишут рефераты и док­лады; ищут необходимую информацию в Интернете.
Проектные задания такого направления позволяют обучить сту­дентов использованию информационных технологий в про­фессиональной деятельности, методически грамотной организации и проведению занятий в условиях новых информационных техно­логий, развивать творческий потенциал будущего специалиста.
Использование возможностей информационно - коммуникаци­онных технологий в образовательном процессе способствует: активизации познавательной, творческой деятельности, повы­шению качественной успеваемости студентов; достижению целей обучения и воспитания с помощью совре­менных электронных учебных материалов; развитию навыков самообразования и самоконтроля; повышению уровня комфортности студентов; снижению дидактических затруднений у студентов; повышению активности и инициативности студентов на занятиях и в свободное время; приобретению навыков работы на компьютере.
Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь главной цели, которую ставит перед педагогами «Концепция мо­дернизации образования» - подготовка разносторонней развитой личности.

Литература:

  1.  Максимовская М. А. Информационное управление школой // Информатика и образования — 2003. — № 11
  2.  Машбис Е. И. Психолого–педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М., Просвещение, 2006.
  3.  Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В.. Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. — М., Академия, 2000.

Комментариев нет:

Отправить комментарий