Автор: Жукова Елена Анатольевна,
e-mail: elena220164@yandex.ru
Место работы: Республика Татарстан, г. Чистополь, ГАОУ СПО "Чистопольский педагогический колледж"
Владение
информационно-коммуникационными технологиями является одним из элементов
профессиональной компетентности современного педагога.
Новые
информационные технологии позволяют повысить содержательную емкость и
эффективность учебных занятий со студентами, но при этом они должны
обеспечивать формирование таких групп обобщенных информационных умений, которые
позволили бы будущему педагогу проводить интегрированные уроки по любой
дисциплине с применением информационных технологий; проводить уроки с
использованием метода проектов, результатом которых будет, например, создание
web-страниц, мультимедийных презентаций и т.д., использовать при проведении
практических и лабораторных работ программные средства (обучающие программы,
компьютерные практикумы); применять компьютеры и средства наглядности (графики,
диаграммы, схемы, рисунки); диагностировать характер и уровень усвоения
учащимися учебного материала; изменять (в случае необходимости) логику и способ
изложения материала; приобщать к использованию современных информационных
технологий учащихся; применять новые информационные технологии при контроле
знаний и организации учебного процесса; проводить научный и педагогический
эксперимент, уметь обрабатывать и анализировать полученные результаты с
использованием новых информационных технологий; накапливать, обрабатывать и
использовать интересующую информацию.
Компьютеризация
позволяет активизировать деятельность студентов, нагляднее продемонстрировать
связь теории с практикой, повысить уровень научности лабораторных
экспериментов, приблизив его методы и формы к экспериментально-исследовательским
методам изучаемых наук, обеспечить приобщение к современным методам работы с
информацией.
Мы
условно объединили эти умения в три группы: информационно-исследовательские,
информационно-методические, информационно-технологические.
Будущему
педагогу необходимо представить наиболее значимые методические цели, реализация
которых оправдывает введение новых информационных технологий в учебный
процесс: индивидуализация и дифференциация процесса обучения; осуществление
контроля с обратной связью, диагностикой и оценкой результатов учебной
деятельности; самоконтроль и само коррекция учащегося; высвобождение учебного
времени за счет выполнения трудоемких вычислительных работ; наглядная
демонстрация динамики изучаемых процессов; наглядное представление скрытых в
реальном мире процессов, наблюдение их в развитии, временном и
пространственном движении; графическая интерпретация исследуемых закономерностей;
моделирование и имитация изучаемых процессов и (или) явлений.
Для
эффективного формирования обобщенных информационных умений на практических и
лабораторных занятиях используются следующие проектные задания: написание
методической разработки урока с использованием средств новых информационных
технологий; знакомство с различными видами электронных образовательных
ресурсов и методикой их включения в учебный процесс по предмету; освоение
методических подходов по включению учащихся в различные виды учебной
деятельности в рамках предмета на основе организации информационной
деятельности, использования средств новых информационных технологий; разработка
обучающих мультимедийных презентаций в PowerPoint; создание обучающих
видеофайлов; создание анимаций; проектирование электронных учебных пособий с элементами
мультимедиа; составляют практические и тестовые задания для промежуточного и
итогового контроля; разрабатывают экранные презентации; подготавливают
методические рекомендации; проектируют дизайн пособия и его реализацию в одной
из выбранных сред; создают электронные учебно-методические комплексы по
изучению тем курсов; создают методические рекомендации для проведения занятий;
практические и тестовые задания; пишут рефераты и доклады; ищут необходимую
информацию в Интернете.
Проектные
задания такого направления позволяют обучить студентов использованию
информационных технологий в профессиональной деятельности, методически
грамотной организации и проведению занятий в условиях новых информационных
технологий, развивать творческий потенциал будущего специалиста.
Использование
возможностей информационно - коммуникационных технологий в образовательном
процессе способствует: активизации познавательной, творческой деятельности,
повышению качественной успеваемости студентов; достижению целей обучения и
воспитания с помощью современных электронных учебных материалов; развитию
навыков самообразования и самоконтроля; повышению уровня комфортности
студентов; снижению дидактических затруднений у студентов; повышению активности
и инициативности студентов на занятиях и в свободное время; приобретению
навыков работы на компьютере.
Таким
образом, использование информационных технологий в учебном процессе не только
целесообразно, но и позволит достичь главной цели, которую ставит перед
педагогами «Концепция модернизации образования» - подготовка разносторонней
развитой личности.
Литература:
- Максимовская М. А. Информационное управление школой // Информатика и образования — 2003. — № 11
- Машбис Е. И. Психолого–педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М., Просвещение, 2006.
- Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В.. Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. — М., Академия, 2000.
Комментариев нет:
Отправить комментарий