Сделай свой выбор

Автор: Белова Татьяна Николаевна,
e-mail: bejlovatn@mail.ru
Место работы: МБОУ «Новоильинский казачий кадетский корпус
имени Атамана Ермака»

Сегодня заглянула на родительское собрание в один из своих классов, в которых веду уроки.  Картина маслом: дети не хотят учиться, родители белые и пушистые, спят и видят, как из чад сделать Поступивших! Да-да, именно с большой буквы. А кто же главный враг семьи и школы на этом тернистом пути? Вы не поверите: Интернет, телефон, компьютер!  Как же так получается в нашем «королевстве кривых зеркал»: враг тот,  что стал символом благополучия и сытости в глазах среднего обывателя. Родители пекутся как бы об интересах детей, всё за них и для них просчитывают, чтобы те жили «лучше» и имели «всё», «делают для них всё», а вот в их годы «ничего не имели» и «всё знали». И тут же парадоксальный вывод: убрать, спрятать, отобрать и отключить! И вот ТОГДА дети сразу станут УМНЫМИ, начнут УЧИТЬСЯ и будут всю жизнь родителей за это благодарить.  Что тут скажешь?  Мы, к сожалению, всё время наступаем на одни и те же грабли.  Всё, что создал человек, не есть Зло, не есть Добро.  Вот КАК мы используем наши творения, приводит к этим категориям. Сколько не спорь – в новых технологиях заключено и то, и другое. Доведём до абсурда возможности современной техники – получим нежелательные и неутешительные последствия.  Вспомним, что мы – существа разумные – и не будем бросаться в крайности: получим   удовлетворение своих потребностей. Невозможно сегодня исключить из жизни каждого человека информационно-коммуникативные технологии – они стали частью нашей повседневной жизни. И если где-то у кого-то получается нестыковка условий современной жизни и представлений о том, как эти условия улучшить, то проблема  только в нас. Не надо видеть в компьютере врага или друга – это всего лишь средство для усовершенствования собственной среды обитания: информация, общение, работа, услуги в разных сферах жизнедеятельности, отдых – и можно продолжать дальше этот список. В нём нет только одной функции – компьютер НЕ  ДАСТ ребёнку любовь,  ласку, заботу и внимание, он не должен заменять маму и папу, семью. Там, где ребёнка  учат пользоваться компьютером, чтобы он не мешал жить, работать и заниматься разными  «взрослыми» делами, не получится ничего (это в лучшем случае). Хуже, если маленький человечек будет вынужден куда-то примыкать, под кого-то подстраиваться.   Наверное, в ситуации формирования такого странного отношения семьи к  Интернету и новым технологиям виновата не только сама семья. К сожалению, мы – чаще аутсайдеры. Не морщитесь, пожалуйста, те, кто «впереди планеты всей»! Я объясню, что хочу этим сказать. Информационно-коммуникативные технологии очень быстро развиваются, дети, в силу своей природной открытости и возраста, более пластичны в их восприятии, нежели мы, взрослое окружение, состоящее преимущественно из семьи и школы, а честнее сказать, из школы и – потом – семьи. Для нас компьютер по-прежнему остается чаще всего разновидностью  телевизора и пишущей машинки, да, ещё разновидностью телефона. Разве не так? Мы учимся чему-то этакому, а потом оказывается, что дети – в лучшем случае – снисходительно послушают нас и посмотрят на результаты наших трудов, периодически  отвлекаясь на более интересные и важные вопросы, используя свои планшеты, телефоны и так далее. Учитель, к сожалению, всё ещё очень часто остаётся «говорящей головой», а если при этом он подключает некий сюжет с другой такой «головой», только обозначенной на картинке, значит, перед глазами у детей две «головы». Всё. Дальше тупик. Что делать? Оставим семью. Родители сами должны понять суть проблемы.  Если хорошие родители. Вернёмся к школе. Далеко не все дети имеют планшеты,  далеко не все школы обеспечены компьютерной техникой, но это не повод отчаиваться. Просто надо постараться сделать так, чтобы мы использовали существующие технические и технологические  возможности для создания общего поля деятельности, чтобы вместе – и в путешествие! Не в «королевство кривых зеркал», а в волшебную и чудесную страну Сказок нового мира – мира информационно-коммуникативных технологий.  Учиться самим новому, не стыдиться учиться вместе с детьми, учиться у детей и идти вперёд. Вот на таком пути за каждым поворотом будет что-то необычайное и новое, вот так, вместе, мы будем совершенствоваться  как Люди. Вот так мы будем говорить о сотрудничестве, а не о том, что коллективные ценности не в почёте и том, что общество распадается на одиночек и индивидуалистов. На этом пути не будет цели  «Поступить любой ценой», а будет цель – реализовать свои мечты и планы, реализовать себя как Личность. На этом пути у всех есть шансы, у всех – тысячи дорог, а не та, единственная, проложенная через кошелёк родителей и зависящая от его толщины. Наверное, я «ушла» не туда и  организаторы конкурса хотели видеть что-то другое – полезное для обмена опытом. Наверное. И всё-таки я допишу эту свою, совершенно крохотную, статью. К сожалению, я – пользователь. 25 лет работы в школе наложили свой отпечаток – нет-нет, да и ловишь себя в косности мышления, нет-нет, да и поддашься инерции среды. Но как восхитительно себя чувствуешь, когда мы с детьми добиваемся каких-то наших, всегда разных, целей – и каждый раз нам помощником служит компьютер и Интернет! А как же я по-доброму завидую тем коллегам, кто умеет больше, ушёл дальше и делится-помогает своим опытом (например, Игорь Вячеславович Жаборовский и его коллеги – создатели сайта «Инфоурок»). Я завидую собственной дочери, которая работает техническим писателем, а, значит, среди тех, кто как раз и создаёт для нас эту волшебную страну с её безграничными возможностями.  Но я не сдамся, я хочу и буду в ней с теми, кому отдана жизнь: с детьми. И никогда – против них. И никогда – в «королевстве кривых зеркал». А вы, уважаемые коллеги? Вы сделали свой выбор?

Комментариев нет:

Отправить комментарий