Автор: Белова Татьяна
Николаевна,
e-mail: bejlovatn@mail.ru
Место работы: МБОУ «Новоильинский казачий
кадетский корпус
имени Атамана Ермака»
Сегодня
заглянула на родительское собрание в один из своих классов, в которых веду
уроки. Картина маслом: дети не хотят
учиться, родители белые и пушистые, спят и видят, как из чад сделать
Поступивших! Да-да, именно с большой буквы. А кто же главный враг семьи и школы
на этом тернистом пути? Вы не поверите: Интернет, телефон, компьютер! Как же так получается в нашем «королевстве кривых
зеркал»: враг тот, что стал символом
благополучия и сытости в глазах среднего обывателя. Родители пекутся как бы об
интересах детей, всё за них и для них просчитывают, чтобы те жили «лучше» и
имели «всё», «делают для них всё», а вот в их годы «ничего не имели» и «всё
знали». И тут же парадоксальный вывод: убрать, спрятать, отобрать и отключить!
И вот ТОГДА дети сразу станут УМНЫМИ, начнут УЧИТЬСЯ и будут всю жизнь
родителей за это благодарить. Что тут
скажешь? Мы, к сожалению, всё время
наступаем на одни и те же грабли. Всё,
что создал человек, не есть Зло, не есть Добро.
Вот КАК мы используем наши творения, приводит к этим категориям. Сколько
не спорь – в новых технологиях заключено и то, и другое. Доведём до абсурда
возможности современной техники – получим нежелательные и неутешительные
последствия. Вспомним, что мы – существа
разумные – и не будем бросаться в крайности: получим удовлетворение своих потребностей.
Невозможно сегодня исключить из жизни каждого человека
информационно-коммуникативные технологии – они стали частью нашей повседневной
жизни. И если где-то у кого-то получается нестыковка условий современной жизни
и представлений о том, как эти условия улучшить, то проблема только в нас. Не надо видеть в компьютере
врага или друга – это всего лишь средство для усовершенствования собственной
среды обитания: информация, общение, работа, услуги в разных сферах
жизнедеятельности, отдых – и можно продолжать дальше этот список. В нём нет
только одной функции – компьютер НЕ ДАСТ
ребёнку любовь, ласку, заботу и
внимание, он не должен заменять маму и папу, семью. Там, где ребёнка учат пользоваться компьютером, чтобы он не
мешал жить, работать и заниматься разными
«взрослыми» делами, не получится ничего (это в лучшем случае). Хуже,
если маленький человечек будет вынужден куда-то примыкать, под кого-то
подстраиваться. Наверное, в ситуации
формирования такого странного отношения семьи к
Интернету и новым технологиям виновата не только сама семья. К
сожалению, мы – чаще аутсайдеры. Не морщитесь, пожалуйста, те, кто «впереди
планеты всей»! Я объясню, что хочу этим сказать. Информационно-коммуникативные
технологии очень быстро развиваются, дети, в силу своей природной открытости и
возраста, более пластичны в их восприятии, нежели мы, взрослое окружение,
состоящее преимущественно из семьи и школы, а честнее сказать, из школы и –
потом – семьи. Для нас компьютер по-прежнему остается чаще всего
разновидностью телевизора и пишущей
машинки, да, ещё разновидностью телефона. Разве не так? Мы учимся чему-то
этакому, а потом оказывается, что дети – в лучшем случае – снисходительно
послушают нас и посмотрят на результаты наших трудов, периодически отвлекаясь на более интересные и важные
вопросы, используя свои планшеты, телефоны и так далее. Учитель, к сожалению,
всё ещё очень часто остаётся «говорящей головой», а если при этом он подключает
некий сюжет с другой такой «головой», только обозначенной на картинке, значит,
перед глазами у детей две «головы». Всё. Дальше тупик. Что делать? Оставим
семью. Родители сами должны понять суть проблемы. Если хорошие родители. Вернёмся к школе.
Далеко не все дети имеют планшеты,
далеко не все школы обеспечены компьютерной техникой, но это не повод
отчаиваться. Просто надо постараться сделать так, чтобы мы использовали
существующие технические и технологические
возможности для создания общего поля деятельности, чтобы вместе – и в
путешествие! Не в «королевство кривых зеркал», а в волшебную и чудесную страну
Сказок нового мира – мира информационно-коммуникативных технологий. Учиться самим новому, не стыдиться учиться
вместе с детьми, учиться у детей и идти вперёд. Вот на таком пути за каждым
поворотом будет что-то необычайное и новое, вот так, вместе, мы будем
совершенствоваться как Люди. Вот так мы
будем говорить о сотрудничестве, а не о том, что коллективные ценности не в
почёте и том, что общество распадается на одиночек и индивидуалистов. На этом
пути не будет цели «Поступить любой
ценой», а будет цель – реализовать свои мечты и планы, реализовать себя как
Личность. На этом пути у всех есть шансы, у всех – тысячи дорог, а не та,
единственная, проложенная через кошелёк родителей и зависящая от его толщины.
Наверное, я «ушла» не туда и организаторы конкурса хотели видеть что-то
другое – полезное для обмена опытом. Наверное. И всё-таки я допишу эту свою,
совершенно крохотную, статью. К сожалению, я – пользователь. 25 лет работы в
школе наложили свой отпечаток – нет-нет, да и ловишь себя в косности мышления,
нет-нет, да и поддашься инерции среды. Но как восхитительно себя чувствуешь,
когда мы с детьми добиваемся каких-то наших, всегда разных, целей – и каждый
раз нам помощником служит компьютер и Интернет! А как же я по-доброму завидую
тем коллегам, кто умеет больше, ушёл дальше и делится-помогает своим опытом
(например, Игорь Вячеславович Жаборовский и его коллеги – создатели сайта
«Инфоурок»). Я завидую собственной дочери, которая работает техническим
писателем, а, значит, среди тех, кто как раз и создаёт для нас эту волшебную
страну с её безграничными возможностями.
Но я не сдамся, я хочу и буду в ней с теми, кому отдана жизнь: с детьми.
И никогда – против них. И никогда – в «королевстве кривых зеркал». А вы,
уважаемые коллеги? Вы сделали свой выбор?
Комментариев нет:
Отправить комментарий