ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Автор: Борисова Светлана Николаевна,
Место работы: г. Березники, 
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. 
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 
№ 3 VIII вида 

Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет свою, хотя и небольшую, историю.
          Информатизация коррекционного образования пока не получила широкого распространения. Одна из наиболее существенных причин – отсутствие целостной методики использования ИКТ в образовательном процессе коррекционной школы.
Вопрос  о применении ИКТ в начальной коррекционной школе актуален. Активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик активно участвует в процессе.
Введение информационных технологий в процесс специального (коррекционного) обучения способствует реализации главных дидактических принципов  обучения  детей с ОВЗ. 
          Как писал великий педагог К. Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времен Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Урок, включающий слайды, презентации, данные электронной энциклопедии, вызывает у детей с ОВЗ эмоциональный отклик. Ребенку становятся доступны неведомые ранее знания, умения, формы общения, что дает ему веру в свои силы.
Применение информационных технологий в работе с детьми, обучающимися по специальной (коррекционной) программе школы VIII вида, направлено на коррекцию недостатков  в познавательной деятельности и формирование личностных качеств. Компьютер может помочь школьнику с нарушением интеллекта усвоить круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить в условиях социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. У детей коррекционной школы VIII вида при нарушении сложных форм познавательной деятельности, эмоционально-волевой и моторно-двигательной сфер, речевого развития сохранены слух, зрение, осязание.  Использование ИКТ в учебном процессе обостряет и развивает имеющиеся возможности детей, усиливает коррекционный эффект, это предполагает повышение качества образования, т.е. решение проблем в обучении детей с ОВЗ.
 Кроме того, процесс организации обучения данной категории детей с использованием ИКТ позволяет:
- сделать этот процесс интересным, увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
- осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала, что в дальнейшем будет способствовать формированию у
учащихся потребности в поисковых действиях;
- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительную учебную мотивацию;
- раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер корректно реагирует на ошибки, позволяет самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки;
- корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля.
          ИКТ могут использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, и в различных формах: презентации, тренажеры, логические игры и занимательные программы на развитие внимания и памяти, контрольные материалы.
Учитель, решающий вопрос о применении ИКТ в начальной коррекционной школе, должен чувствовать, где и в чем компьютер может быть полезен. Компьютер - хороший инструмент, но он влияет на здоровье и нервную систему ребенка. Ученику начальной школы нельзя работать за компьютером более 20 минут. Поэтому необходимо использовать эти 20 минут с наибольшей эффективностью.
Использование ИКТ на уроках в начальном звене СКОУ VIII вида повышает интерес учащихся к учебе, усиливает мотивацию, позволяет сделать учащихся не  созерцателями готового учебного материала, а активными участниками учебного процесса. ИКТ помогают учителю организовать коррекционное образование на уровне, обеспечивающем успешную социализацию школьников с нарушением интеллекта в обществе.


Комментариев нет:

Отправить комментарий