Автор: Борисова Светлана Николаевна,
e-mail: svetlanaborisov44@mail.ru
Место работы: г. Березники,
Муниципальное бюджетное специальное
(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья.
Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа
№ 3 VIII вида
Компьютеризация школьного образования в нашей
стране уже имеет свою, хотя и небольшую, историю.
Информатизация
коррекционного образования пока не получила широкого распространения. Одна из
наиболее существенных причин – отсутствие целостной методики использования ИКТ
в образовательном процессе коррекционной школы.
Вопрос о применении
ИКТ в начальной коррекционной школе актуален. Активное внедрение информационных
технологий в образовательный процесс базируется на данных физиологии человека: в
памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½
часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик активно
участвует в процессе.
Введение информационных технологий в процесс
специального (коррекционного) обучения способствует реализации главных
дидактических принципов обучения детей с ОВЗ.
Как писал великий педагог К. Д.
Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните
показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со
времен Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Урок, включающий слайды, презентации, данные электронной энциклопедии, вызывает
у детей с ОВЗ эмоциональный отклик. Ребенку становятся
доступны неведомые ранее знания, умения, формы общения, что дает ему веру в свои
силы.
Применение информационных технологий в работе с
детьми, обучающимися по специальной (коррекционной) программе школы VIII вида, направлено
на коррекцию недостатков в познавательной деятельности и формирование
личностных качеств. Компьютер может помочь школьнику с нарушением интеллекта
усвоить круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков,
которые он сможет применить в условиях социальной среды, т.е. – социально
адаптироваться. У детей коррекционной школы VIII вида при нарушении
сложных форм познавательной деятельности, эмоционально-волевой и
моторно-двигательной сфер, речевого развития сохранены слух, зрение,
осязание. Использование ИКТ в учебном
процессе обостряет и развивает имеющиеся возможности детей, усиливает
коррекционный эффект, это предполагает повышение качества образования, т.е.
решение проблем в обучении детей с ОВЗ.
Кроме того, процесс организации обучения
данной категории детей с использованием ИКТ позволяет:
- сделать этот процесс
интересным, увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования
мультимедийных возможностей современных компьютеров;
- эффективно решать проблему
наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала,
делая его более понятным и доступным для учащихся;
- осуществлять поиск
необходимого школьникам учебного материала, что в дальнейшем будет способствовать
формированию у
учащихся потребности в поисковых действиях;
- индивидуализировать процесс
обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет усвоения учебного
материала в индивидуальном темпе, используя удобные способы восприятия
информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительную
учебную мотивацию;
- раскрепостить учеников при
ответе на вопросы, т.к. компьютер корректно реагирует на ошибки, позволяет
самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки;
- корректировать свою
деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего
совершенствуются навыки самоконтроля.
ИКТ могут использоваться на
всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении,
повторении, контроле, и в различных формах: презентации, тренажеры, логические
игры и занимательные программы на развитие внимания и памяти, контрольные
материалы.
Учитель, решающий вопрос о
применении ИКТ в начальной коррекционной школе, должен чувствовать, где и в чем
компьютер может быть полезен. Компьютер - хороший инструмент, но он влияет на
здоровье и нервную систему ребенка. Ученику начальной школы нельзя работать за
компьютером более 20 минут. Поэтому необходимо использовать эти 20 минут с
наибольшей эффективностью.
Использование
ИКТ на уроках в начальном звене СКОУ VIII вида повышает интерес учащихся к
учебе, усиливает мотивацию, позволяет сделать учащихся не созерцателями готового учебного материала, а
активными участниками учебного процесса. ИКТ помогают учителю организовать
коррекционное образование на уровне, обеспечивающем успешную социализацию
школьников с нарушением интеллекта в обществе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий